Отмена системы обязательного распределения выпускников медицинских Вузов привела к ситуации, когда поддерживавшийся в СССР баланс, при котором 80% выпускников заняты в терапии (в их число не входят педиатры, дантисты и другие), 10% в хирургии и 10% в акушерстве и гинекологии, изменился в пользу большего числа в не терапевтических специальностях. Несмотря на введение платного обучения, большая и лучшая часть абитуриентов успешно сдает вступительные экзамены и получает бюджетное финансирование, впоследствии, однако, становясь специалистами узкого профиля. Некоторые из лучших студентов находят работу в частном секторе и государство не может восполнить затраты, направленные на их обучение.
Еще одна важная особенность, о которой нельзя не упомянуть, говоря о российской системе здравоохранения – это наличие параллельных систем. Существуют отдельные системы, подчиняющиеся различным министерствам (крупнейшие из них подчиняются министерствам путей сообщения, обороны и внутренних дел) и крупным предприятиям. Даже в так называемой системе министерства здравоохранения существуют отдельные параллельные структуры, обеспечивающие амбулаторную, а иногда и стационарную гинекологическую, педиатрическую, стоматологическую и остальную помощь (взрослому населению), по крайней мере в крупных городах. Отдельная вертикальная система санитарной эпидемиологической службы (СЭС), отвечающая за медицинский надзор, гигиену труда, безопасность окружающей среды и предотвращение инфекционных заболеваний, после развала СССР в течение нескольких лет была даже выделена в отдельное министерство, но потом вновь слилась с министерством здравоохранения.
Важно также отметить, что Россия подписала Болонскую конвенцию только в сентябре 2003 г. Предполагается, что к 2010 г. система образования в России будет приведена в соответствие с европейскими стандартами. До тех пор степени бакалавра, магистра и доктора философии (PhD), не будут официально признаваться в России государственными работодателями. Реформирование медицинского образования еще более затруднено по причине серьезных различий в сравнении с западными вариантами и препятствиями системного характера. Сейчас для работы в государственном секторе на престижных должностях требуется полное школьное образование и, как минимум, наличие диплома о получении высшего образования (в большинстве случаев, 5 лет).
В частном секторе во всех сферах, за исключением медицины, могут трудоустраиваться выпускники со степенью магистра (зарубежной или российской, полученной по окончании университета, дающего степень магистра, часто наряду с российским дипломом). В медицине ввиду особенностей процедуры выдачи лицензий, российский диплом о высшем медицинском образовании необходим даже для работы в частном секторе. Это диктует отсутствие ясности того, каким образом будет осуществляться переход на новые стандарты образования. Еще одна особенность высшего образования в России состоит в том, что абитуриенты наряду с выпускными экзаменами в школах должны сдавать вступительные экзамены в Вузы. В 2002 году министерство образования в нескольких регионах запустило пробную программу единого государственного выпускного экзамена, по результатам которого школьники могли поступить в тот или иной Вуз, но большинство высших учебных учреждений выступило против реформы.
Важно еще раз отметить, что, несмотря на попытки улучшить первичное медицинское обслуживание и снизить роль стационарного лечения или ввести современную специальность "общественное здоровье" и "менеджер здравоохранения", эти по сути кадровые реформы имели лишь весьма ограниченный успех (о чем уже столько писалось в зарубежной и российской литературе). Крупнейшие из инициатив по кадровой реформе были направлены на введение общей врачебной практики и финансировались Всемирным Банком (Тверь, Калуга), Британским Фондом «Ноу-хау» (Свердловск, Самара, Кемерово), отделом развития США - USAID (Саратов, Хабаровск), программой ТАСИС (Москва, Белгород) и другими международными организациями при поддержке местных инициативных групп. В ходе данной программы было подготовлено около 1,5 тысяч врачей общей практики, что составляет 0.2% от всех докторов России. В то же время, традиционная для советской системы форма первичной практики, строящаяся на участковых терапевтах с относительно низким уровнем подготовки, постепенно исчезает, т.к. отсутствует приток молодых докторов.
Источник: Библиотека ZDRAVINFORM.RU
07-05-2008 12:26